Версия для слабовидящих
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения

Анализ состояния и причин производственного травматизма за 1 полугодие 2018 года и предложения по его профилактике по Липецкой области

10.08.2018

В 1 полугодии 2018 года поставлено на учет в Гострудинспекции 24 несчастных случая с тяжелыми последствиями на производстве, расследование которых было завершено в отчетном периоде. В их числе - 7 несчастных случаев со смертельным исходом, 4 групповых несчастных случая, 13 несчастных случаев с тяжелым исходом. Зафиксирована гибель на производстве 8 работников, из них один работник погиб в организации, осуществляющей работы на территории другого субъекта РФ. Расследование по данным несчастным случаям завершено, материалы расследования в установленном порядке направлены в органы прокуратуры с последующим направлением в следственные органы.

Анализ состояния и причин производственного травматизма.

В соответствии с приказом Роструда от 05.12.2016 г. № 494 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния и причин производственного травматизма и предложений по его профилактике в Российской Федерации» проведен анализ состояния и причин производственного травматизма в Липецкой области и разработаны предложения по его профилактике.

В ходе анализа изучены обстоятельства несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями в разрезе видов экономической деятельности и проведена их систематизация по видам происшествий и их причинам. Выявлены наиболее часто встречающиеся причины и виды (типы) несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

Как показывает проведенный анализ показателей распределения общего количества травмированных по видам экономической деятельности из 8 погибших по два работника погибли в строительстве и обрабатывающих производствах, погибли по одному в торговле, в организациях сбора и утилизации отходов, транспортировки, оказания услуг.

Тяжелые несчастные случаи (13 случаев) произошли: 3 случая в строительстве, по два – в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, организациях транспортировки и здравоохранения. По одному случаю – в организациях сбора и утилизации отходов, торговли.

Виды (типы) несчастных случаев.

Анализ показателей распределения количества несчастных случаев со смертельным исходом ( 8 погибших) в зависимости от вида (типа) показывает, что травмирование произошло по следующим видам (типам):

- три случая произошли в результате падения с высоты, и еще три- при воздействии движущихся элементов оборудования;

Два случая – поражение электричеством (в том числе – 1 – природного характера).

Анализ показателей распределения количества тяжелых несчастных случаев ( 13 случаев) в зависимости от вида (типа) показывает, что травмирование произошло по следующим видам (типам):

- падение пострадавшего с высоты – 6 случаев

- падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и прочие – 2 случая

-воздействие вредных веществ, движущихся, вращающихся предметов, деталей и др., транспортные происшествия, воздействие электричества, противоправные действия – по 1 случаю.

С учётом анализа сведений о видах (типах) несчастных случаев с тяжелыми последствиями основными травмирующими факторами по видам происшествий в расследованных несчастных случаях в отчётном периоде явились: падение пострадавшего с высоты, воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся, падающих предметов, деталей, машин и т.п. При этом случаи падения пострадавших с высоты наиболее характерны для организаций при производстве строительных работ и в обрабатывающих производствах, где произошло по два случая падения с высоты. Также организации строительства являются лидерами по количеству несчастных случаев с тяжелыми последствиями в результате падения предметов -2 случая из 2-х.

Причины производственного травматизма.

Анализ показателей распределения количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями в зависимости от причины показывает, что наибольшее количество происходит по следующим причинам:

В несчастных случаях со смертельным исходом (8 погибших):

- неудовлетворительная организация производства работ – 5 случаев

- прочие причины – 3 случая

В тяжелых несчастных случаях(13 случаев) :

- неудовлетворительная организация производства работ – 5 случаев, 1 случай – нарушение ПДД;

7 случаев – прочие причины, квалифицированные по результатам расследования.

Что такое неудовлетворительная организация производства работ? Неудовлетворительная организация производства работ выражается, прежде всего, в несогласованности выполнения работ, в применении опасных приемов, в нарушении правил охраны труда при подготовке к выполнению работ повышенной опасности, при эксплуатации оборудования.

Таким образом, высокий уровень смертности от организационных причин вызван низким качеством организации работ административно-техническим персоналом, а также отсутствием контроля за работниками.

В анализируемом периоде расследовано и квалифицировано как не связанные с производством 12 несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, среди них 10 – по причине смерти вследствие общего заболевания.

Переломить сложившуюся ситуацию с производственным травматизмом возможно только согласованными действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, а также профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

С целью реализации мер, направленных на снижение производственного травматизма в 2018 году в Липецкой области создана областная межведомственная комиссия по охране труда.

Федеральной службой по труду и занятости принято решение территориальным ГИТ ежемесячно представлять в региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в субъектах Российской Федерации сведения о происшедших тяжелых несчастных случаях и случаях со смертельным исходом, а также сведения о хозяйствующих субъектах, имеющих задолженность по заработной плате. Такая работа нами проводится. Государственной инспекцией труда в Липецкой области ежемесячно представляются в региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений сведения о происшедших тяжелых несчастных случаях и случаях со смертельным исходом.

Государственной инспекцией труда в Липецкой области организована работа по взаимодействию с органами исполнительной власти в субъекте Российской Федерации (заключение соглашений о взаимодействии и оперативному обмену информацией о происшедших несчастных случаях с органом по труду, ФСС, Следственным управлением; создание и участие в работе межведомственных комиссий по охране труда, трехсторонних комиссий).

На межведомственных комиссиях по охране труда, трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений заслушиваются работодатели, допустившие несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями, об исполнении мероприятий по предотвращению возникновения подобных несчастных случаев.

Так, Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Липецкой области Лазарева Любовь Петровна приняла участие в работе областной межведомственной комиссии по охране труда, которая состоялась 27 марта 2018 года, и выступила с вопросом повести дня «О состоянии производственного травматизма и мерах по предотвращению несчастных случаев на производстве». На заседание комиссии были приглашены представители территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти области, специалисты по труду муниципальных образований, работодатели.

03.07.2018 года Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Липецкой области Лазарева Любовь Петровна приняла участие в работе областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и выступила с вопросом повести дня «О состоянии условий и охраны труда и мерах по сохранению здоровья работников на производстве». На заседание комиссии были приглашены представители территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти области, специалисты по труду муниципальных образований, работодатели.

30.05.2018 года Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Липецкой области Лазарева Любовь Петровна приняла участие в работе городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и выступила по повестке дня.

В работе комиссии в качестве приглашенных приняли участие около ста представителей федеральных и муниципальных управляющих органов, профсоюзов, промышленных предприятий, строительных организаций и коммерческих компаний города. Главный вопрос повестки дня заседания - предупреждение производственного травматизма – связан с ростом несчастных случаев со смертельным исходом и тяжелыми последствиями.

По всем смертельным несчастным случаям в целях профилактики возникновения подобных несчастных случаев проводятся внеплановые проверки соблюдения законодательства о труде. Руководитель Кирейчикова И.Н. по всем несчастным случаям со смертельным исходом проводит с руководителями организаций, допустившими такие случаи, итоговые встречи, для подробного разбирательства порядка расследования, обстоятельств НС, нарушений требований охраны труда, выявленных в ходе расследования и причин, вызвавших НС.

Работодателю погибшего работника разъясняется ответственность за допущенные нарушения и необходимость осуществить в установленные сроки выплаты, предусмотренные законодательством (в т.ч. соглашениями, коллективным договором, трудовым договором, локальными актами организации) законным представителям пострадавшего, а также выполнить мероприятия по устранению причин НС. Руководителем ГИТ перед инспектором ставится задача о рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности должностных и юридических лиц за допущенные нарушения государственных нормативных требований охраны труда. По итогам заседания оформляется протокол.

О всех нововведениях в области охраны труда мы информируем и работодателей и работников, используя все новостные каналы. Так, например, Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Липецкой области (по охране труда) Любовь Лазарева и заместитель начальника Управления труда и занятости Александр Силин выступили на встрече с журналистами в пресс-гостиной издательского дома «Липецкая газета». Темой беседы стали вопросы охраны труда и производственного травматизма. Количество несчастных случаев на производстве, их структура и причины, ответственность работодателя, новое в законодательстве об охране труда, предстоящая Всероссийская Неделя охраны труда в Сочи, управление охраной труда в регионе – эти и другие вопросы обсуждались 16 февраля 2018 года в пресс-гостиной.

В связи с ростом количества несчастных случаев на производстве со смертельным исходом по итогам 2017 года в марте 2018 года разработан и утвержден заместителем главы администрации Липецкой области Л.И.Летниковой План мероприятий по снижению производственного травматизма на 2018 год. Среди мероприятий:

- Заслушивание руководителей предприятий и организаций, допустивших несчастные случаи на производстве со смертельным исходом, на заседаниях областной межведомственной комиссии по охране труда, областной трехсторонней комиссии;

- Координация деятельности исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, с целью оказания методической и практической помощи по вопросам охраны труда

- Реализация мероприятий Государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области», подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда», утвержденной постановлением Администрации Липецкой области от 16.10.2013 г. N 465 "Об утверждении Государственной программы Липецкой области "Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области", через:

- Проведение обучения по охране труда руководителей и специалистов государственных и муниципальных учреждений и организаций , муниципальных образований области на основе современных технологий обучения;

- Обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами за счет профессиональной переподготовки работающих и проведения конкурсов профессионального мастерства; в том числе за счет обучения центрами занятости ищущих работу специальности «Специалист по охране труда»;

- Подготовка, издание методических материалов, информационных бюллетеней, буклетов, плакатов, памяток, баннеров, брошюр, видеороликов по вопросам охраны труда и управлению профессиональными рисками, проведение специализированных выставок средств индивидуальной защиты;

- Подготовка и проведение областного детского конкурса на тему «Охрана труда глазами детей» с целью формирования у подрастающего поколения культуры труда;

- Совершенствование лечебно - профилактического обслуживания работающего населения, оснащение Центра профпатологии необходимой аппаратурой для проведения углубленных медицинских осмотров;

- Внедрение эффективного механизма оказания высокотехнологичной помощи пострадавшим в случае получения травмы на производстве;

- Проведение анализа ситуации по обеспечению безопасных условий труда на рабочих местах и минимизации профессиональных рисков на совещаниях с руководителями организаций, уделяя особое внимание использованию труда работников наиболее травмоопасных отраслей;

- Повышение результативности осуществляемых надзорно-контрольных мероприятий и обеспечение в этой связи безусловной реализации предъявляемых требований по устранению выявленных нарушений трудового законодательства, законодательства в области промышленной безопасности и контроля за исполнением каждого предъявленного работодателям предписания;

- Обсуждение и анализ вопросов по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием представителей предприятий и организаций наиболее травмоопасных отраслей экономики области при проведении заседаний районных и городских комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения;

- Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства, выполнением обязательств, принятых в коллективных договорах и соглашениях, в рамках Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";

- Реализация переданных полномочий в области охраны труда в соответствии с Законом Липецкой области от 08.11.2012 года №88-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда и социально-трудовых отношений»;

- Мониторинг производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, ситуации с проведением специальной оценки условий труда, предоставление информации в Управление труда и занятости Липецкой области о состоянии условий и охраны труда, в том числе информации по проведению специальной оценки условий труда на предприятиях и в организациях на территориях соответствующих муниципальных районов и округов;

- Обмен имеющейся информацией о произошедших несчастных случаях на предприятиях и в организациях на территориях муниципальных образований и городских округов с заинтересованными ведомствами – прокуратурой Липецкой области, Государственной инспекцией труда в Липецкой области, Верхне-Донским управлением Ростехнадзора по Липецкой области, Управлением труда и занятости Липецкой области, Федерацией профсоюзов области;

- Повышение эффективности работы межведомственных комиссий по охране труда, рассмотрение каждого несчастного случая на производстве со смертельным исходом на заседаниях комиссий с приглашением и заслушиванием руководителей предприятий и организаций;

- Повышение эффективности мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, в том числе по организации и проведению специальной оценки условий труда, проведению профилактических медицинских осмотров и обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, обеспечению контроля за соблюдением требований охраны труда с активным участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, приведению условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, обучению безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, более эффективное использование средств, выделяемых ГУ-Липецким региональным отделением Фонда социального страхования РФ на обеспечение предупредительных мер по охране труда;

- Реализация мероприятий, направленных на пропагандирование внедрения системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства, в том числе, используя Интернет-сервис «Электронный инспектор».

Заместитель руководителя
Государственной инспекции
труда в Липецкой области                                       Л.П. Лазарева
Работодателю
Cannot find 'employ' template with page ''